Сертификат ИСО 14001

Нет документов

Сертификат указанной серии  в Дагестане оформляется в соответствии с положениями, содержащимися в российском стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2007, который является отечественным аналогом стандарта международного, ISO 14001:2004. Данный ГОСТ утверждён приказом за № 175-ст, который Ростехрегулирование издало 12.07.07.

Стандарты серии ИСО 14000 регламентируют создание на предприятии системы EMS – экологического менеджмента (СЭМ), внедрение которой позволяет последнему добиться эффективного и действенного управления ОС (окружающей средой).

Получив сертификат соответствия экологического менеджмента организация, тем самым, юридически подтверждает, что имеет работоспособную СЭМ. При создании данного стандарта отечественные разработчики в полной мере использовали концепцию так называемого «непрерывного совершенствования» (международная модель PDCA).

Структура стандарта

СЭМ фактически является одним из составных элементов общей системы управления (административного) предприятием и состоит из следующих частей:

  • организационной структуры;
  • системы организации на предприятии контроля и планирования;
  • методы управления необходимыми для эффективной реализации СЭМ ресурсами;
  • методы управления, обеспечивающие полномасштабное выполнение требований, предъявляемых действующим законодательством к экологии производства.

Данный стандарт полностью совместим с положениями ИСО 9001 и OHSAS 18001. При совместном использовании всех трёх вышепоименованных стандартов мы получаем работоспособную интегрированную ИСМ – систему менеджмента.

Российский стандарт 14001-2007 в полном объёме может быть реализован в любой организации, независимо от её размера, формы собственности, юридического статуса и сектора рынка, на котором она действует. Что и подтверждается оформлением сертификата соответствия экологического менеджмента.

Рекомендательный характер стандарта

Установленные стандарты для системы экологического менеджмента предприятия существенно отличаются от остальных своим содержанием. В них нет запретов, требований об использовании определённых технологий или количественных показателей разрешённых выбросов. Для них присуще приведение рекомендаций, согласно которым в организации желательно:

  • иметь (разработать, внедрить и соблюдать в повседневной производственной деятельности) определённые процедуры;
  • назначить конкретных должностных лиц, на которых возлагается ответственность за реализацию этих процедур;
  • подготовить необходимый комплект документации.

 Стандарт ГОСТ Р, касающийся системы экологического менеджмента предприятия 2007 года не содержит жёстких требований, регламентирующих, каким должно (может) быть воздействие организации на окружающую среду. Кроме одного, принципиального – организация принимает специальный документ, в котором заявляет о желании соответствовать требованиям действующих законодательных и нормативных актов по вопросам, касающимся экологии.

Данный формат диктуется базовой концепцией стандартов экологического менеджмента, которая кратко формулируется как глобальное управление качеством.

Цель введения стандарта ИСО

Предприятие, осуществившее разработку стандарта, указанного выше, и выполняющее все содержащиеся в нём рекомендации практически добивается значительного снижения негативного воздействия на окружающую среду, которое человек оказывает своей деятельностью, сразу на 3 уровнях:

  • международном – существенно улучшая условия международной торговли;
  • национальном – путём создания и последующего принятия к исполнению серьёзных дополнений к существующим законам и нормативам, которыми регламентируется экологическая политика страны;
  •  организационном – путём реального улучшения так называемого «экологического поведения» организации.

Важным отличием стандарта ISO 14001: 2004 от всех других в данной серии является тот факт, что все изложенные в нём требования и рекомендации законодательно отнесены к аудируемым (постоянно контролируемым). По существу формальным предметом сертификации является соответствие действующей в организации СЭМ положениям вышепоименованного стандарта. Последнее документально подтверждает сертификат соответствия менеджмента качества. Все остальные входящие в пакет документы – вспомогательные.

Стандарт, о котором идёт речь в этой статье, предъявляет к организации некий набор требований, выполнение которых подтверждается официально наличием сертификата менеджмента качества. К ним относятся:

  • в организации обязаны разработать экологическую политику и оформить её в отдельный документ, который должен быть сопоставим по своей природе и масштабам той степени экологического воздействия, которое организация оказывает в процессе своей деятельности на окружающую среду;
  • в организации требуется разработать и обязательно соблюдать в повседневной деятельности последней процедуры, согласно которым проводится определение значимых воздействий на окружающую среду по всем направлениям (работа, услуги, товары). Указанные процедуры необходимо корректировать в соответствии с изменениями законодательства;
  • организация, с учётом изложенного в предыдущем пункте, разрабатывает для себя цели и задачи, желательно с указанием количественных показателей. Указанные разработки должны иметь в качестве основы действующую экологическую политику организации и иметь детализацию, вплоть до каждой области деятельности, функции, уровня предприятия;
  • достижение этих целей должно идти через осуществление  действующей программы ЭМ, или программы управления охраной (УООС) окружающей среды. В тексте программы УООС прописывается:
  • необходимые средства;
  • сроки достижения означенных целей;
  • ответственность должностных лиц за тот или иной участок деятельности;
  • в организации должна быть разработана так называемая структура ответственности. В рамках всей организации эту работу контролирует и направляет ответственный за УООС (СЭМ);
  • в обязательном порядке должна осуществляться подготовка и переподготовка сотрудников к действиям в ситуациях, классифицируемых как нештатные;
  • осуществлять, согласно разработанным в организации процедурам, постоянный мониторинг того, как деятельность организации воздействует на окружающую среду;
  • периодический аудит действующей в организации СЭМ на предмет её соответствия положениям стандарта;
  • руководство организации периодически обязано проводить анализ функционирования СЭМ, рассматривая её с точки зрения адекватности и эффективности.

Оформление сертификата менеджмента качества процедура, согласно действующему законодательству, добровольная. А фактически – почти всегда добровольно-обязательная. Особенно для организаций, которые занимаются ВЭД.

Подобное положение дел обусловлено тем, что:

  • его наличия требуют иностранные партнёры;
  • наличие сертификата менеджмента качества является одним из обязательных условий для допуска организации к участию в тендере, торгах или конкурсах;
  • наличие указанного сертификата – одно из основных условий для страхования, получения государственного заказа или кредита на льготных условиях;
  • сертификат менеджмента качества предоставляет возможность для значительного уменьшения непроизводственных затрат, что достигается, например, уменьшением сумм, выплачиваемых по штрафам;
  • стремлением организации минимизировать вероятность возникновения инцидентов или аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды;
  • сертификат менеджмента качества – важный шаг на пути улучшения (выстраивания) отношений с организациями, являющимися вышестоящими;
  • стремлением подчеркнуть конкурентоспособность выпускаемых товаров.

Срок действия указанного сертификата равен 3 (трём) годам.

Документация для предоставления в сертификационный центр

Лицо, желающее оформить сертификат соответствия системы менеджмента качества, обязано представить в избранный им орган по сертификации:

  • заявку;
  • согласованную с данным органом исходную информацию, которая необходима последнему для первичного анализа фактического состояния СЭМ в организации;
  • список имеющихся в организации документов, которыми регламентируется работа СЭМ в организации;
  • структурную и организационно-штатную схемы организации, соискателя указанного сертификата.

Непосредственно работы по сертификации проходят в несколько этапов:

  • комплексная оценка СЭМ (предварительная), действующей в организации, на дату подачи заявки;
  • разработка (создание), утверждение и доведение до персонала организации экологической политики последней;
  • обобщение требований действующих нормативных и законодательных актов по вопросам экологии;
  • определение и конкретная формулировка аспектов деятельности организации в части, касающейся вопросов экологии, создание реестра с ранжированием последних с учётом их значимости;
  • закрепление зон ответственности в СЭМ за конкретными должностными лицами организации;
  • назначение и последующая подготовка работников, которым поручается реализация УООС с учётом положений стандартов, утверждённых для системы менеджмента качества производства;
  • создание и утверждение реального плана выполнения в организации работ в рамках СЭМ;
  • развёрнутое планирование работы предприятия согласно положениям СЭМ, включая сюда организацию внутреннего аудита, внедрение систем необходимого контроля и периодических корректировок, организацию экологического мониторинга;
  • внедрение в повседневную практику разработанной системы анализа и корректировок СЭМ руководством предприятия;
  • планы взаимодействия со сторонними организациями, заинтересованными в этом, для демонстрации положительных результатов, достигнутых организацией в рамках СЭМ;
  • досертификационный аудит, в ходе которого проводится углубленная проверка готовности заявителя к проведению сертификации;
  • собственно сертификация (аудит), по результатам которой и оформляется сертификат менеджмента качества.

ВАЖНО! Организация, участвовавшая во внедрении СЭМ в организации (косультационная), не имеет права проводить сертификацию. Этим должна заниматься третья сторона (сертифицирующая организация). Данное требование направлено на повышение эффективности процедуры сертификации.

Если данное требование нарушено, то сертификат менеджмента качества отзывается, а нарушившая правило организация дискредитируется.

Дополнительные нормативные документы

В качестве дополнительных нормативов, положения которых имеют статус рекомендательных, при сертификации СЭМ организации орган, проводящий аудит, использует национальные стандарты:

ГОСТ Р ИСО:

  • 14004-2007 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 425-ст, датированный 27.12.07);
  • 10005-2007  (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 567-ст, датированный 27.12.07);
  • 14063-2007 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 432-ст, датированный 27.12.07);
  • ГОСТ Р:
  • 14.12-2006 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 335-ст, датированный 27.12.06);
  • 14.13-2007 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 518-ст, датированный 30.12.07);
  • 14.01-2005 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 518-ст, датированный 30.12.05);
  • 14.07-2005 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 524-ст, датированный 30.12.05);
  • 14.11-2005 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 528-ст, датированный 30.12.05);
  • 14.03-2005 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 520-ст, датированный 30.12.05);
  • 14.08-2005 (утверждён Ростехрегулирования. Приказ за № 525-ст, датированный 30.12.05).

Требования к современным предприятиям и организациям в большей степени ориентированы на изготовление товаров, являющихся экологически чистыми, и изначально предполагают наивысшую форму минимизации негативного влияния производственных факторов на экологию и окружающую среду в целом. Следовательно, полученный сертификат менеджмента качества всемерно способствует поступательному росту лояльности к организации со стороны конечного потребителя, включая инвесторов, акционеров и партнёров. Кроме этого организация, имеющая этот сертификат, получает ряд преимуществ перед остальными предприятиями. А именно:

преимуществ внутреннего характера:

  • минимизированные экологические риски и связанные с этими рисками потери, включая финансовые;
  • деятельность организации полностью соответствует требованиям законодательных, нормативных и правовых актов. Её внутренние ресурсы оптимизированы и налажен контроль и учёт их использования;
  • значительно сокращается количество аварий, что автоматически ведёт к снижению затрат, как финансовых, так и трудовых, по ликвидации последствий этих аварий;
  • персонализация ответственности в организации.
  • основные преимущества (внешнего характера):
  • создаётся положительный имидж организации;
  • она перемещается на лидирующие позиции в наиболее востребованном на сегодня сегменте рынка – экологически чистой продукции;
  • наличие сертификата ISO 14001 способствует выходу на новые рынки, включая международные, и успешному закреплению на них;
  • организация становится более привлекательной для кредиторов и инвесторов, что даёт возможность привлечения достаточного количества ресурсов, необходимых для расширения производства и его модернизации;
  • предоставление льгот со стороны страховых компаний;
  • предоставление приоритета при распределении государственных заказов и при участии в тендерах.