Технический регламент

Нет документов

Термин «технический регламент» используется в Российской Федерации для обозначения документа, имеющего соответствующий правовой статус. В тексте указанного документа прописываются обязательные к исполнению требования ко всей продукции (товарам, работам, услугам, объектам…), которые подпадают под положения техрегламента (ТР), которые касаются всех этапов существования продукции, начиная с этапа разработки и заканчивая утилизацией.      

Немного истории

В декабре 2002 года в России был принят закон за № 184-ФЗ, который положил начало принципиальным изменениям в подходах к вопросам сертификации, стандартизации и метрологии. Согласно положениям данного закона тысячи, если не десятки тысяч нормативных документов, многие из которых давно устарели морально и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, зачастую неоднократно дублировавших один другого решено заменить современными нормативными актами, разработка которых осуществляется с учётом последних достижений науки и положений действующего международного права. Их планируемое количество не должно превысить нескольких сотен.

Вступающий в законную силу нормативный документ автоматически отменяет статус обязательных для всех действовавших до этого момента стандартов, СНиПы, сводов правил, иных нормативных документов касающихся вопроса, регламентируемого принятым ТР и переводит последние в разряд рекомендуемых с последующей отменой.

Цели и задачи нормативного документа

В тексте закона № 184-ФЗ, а если более конкретно, то в ст.6 второй главы, прямо определено, что включать в сферу регулирования принимаемого ТР можно лишь минимальное количество требований (при условии, что это необходимый и достаточный минимум) по вопросам, которые касаются безопасности и только в тех целях, которые определены указанным законом. Этими целями являются:

  • обеспечение охраны окружающей среды, с обязательным включением представителей фауны и флоры;
  • обеспечение в организации наиболее оптимальной энергоэффективности;
  • недопущение со стороны производителя, а равно иных лиц, действий, которые приводят, либо могут привести к предоставлению потребителям недостоверной информации;
  • защита здоровья и жизни людей, обеспечение сохранности имущества, относящегося к любым формам собственности (федеральное, муниципальное, ведомственное, физического лица…).

Практически в каждом правиле имеются исключения. Не обошлись без оных и в данном случае, то есть в требованиях, которые предъявляются ко вновь разрабатываемым и принимаемым нормативным документам. Законодательно ТР, имеющие определённые исключения из правил, сведены в один закрытый список и случаи их применения жёстко регламентированы законом. Например, в том случае, когда решаются вопросы государственных заказов, напрямую касающихся вопросов обороноспособности России.

Законодательная база

Правовое поле по вопросам разработки, принятия и применения новых нормативных документов на продукцию формируется следующими законодательными, правовыми, нормативными и ведомственными актами:

  • датированный 27.12.02 закон РФ, имеющий регистрационный № 184-ФЗ в редакции на 06.12.11;
  • датированное 01.12.09 постановление, имеющее регистрационный № 982, которым правительство нашего государства ввело общеизвестные перечни 1 и 2 (в редакции на 13.11.10);
  • постановление с регистрационным № 1028, которым правительство РФ 25.12.08 ввело регламенты по ведению соответствующих реестров (с изменениями на 07.02.11);
  • датированный 22.03.06 приказ с регистрационным № 53 (с изменениями на 21.04.09, которые были внесены приказом под № 288), которым Минпромэнерго ввёл единую форму сертификата, подтверждающего соответствие продукции требованиям ТР;
  • датированный 22.03.06 приказ с регистрационным № 54 (с изменениями на 21.04.09, которые были внесены приказом под № 288), которым Минпромэнерго утвердил форму декларации соответствия продукции требованиям нового нормативного документа;
  • датированный 19.03.09 приказ Минпромторга с регистрационным № 151;
  • методические указания (МУК) — документы, издаваемые за подписью ГГСВ РФ. Пример: МУК 2.3.2.-971-00;
  • документы, которыми регламентируется процедура осуществления СЭ экспертизы пищевой продукции.

В связи со вступлением России в ТС и ВТО существенно возрастает роль требований и рекомендаций по затронутому в статье вопросу, которые содержатся в международных документах, подписанных и ратифицированных нашим государством. В первую очередь необходимо сказать о документах, касающихся тематики технического регулирования, которые были разработаны и приняты в рамках ЕврАзЭС и подробнее остановиться на «ступенчатости приоритетов».

Данный термин обозначает положение, при котором техрегламент, принятый ЕврАзЭС, приводит к автоматической отмене аналогичных ТР ТС (таможенного союза) либо полной, либо в части которая не соответствует вновь принятому ТР ЕврАзЭС, со дня вступления этого документа в законную силу.

Для ТР, которые имеют статус национальных российских, подобным образом действуют ТР ТС. Данное положение вытекает из того факта, что, начиная с 01.01.12, наднациональное законодательство ТС в части норм так называемого «прямого действия», распространяемое на все страны, входящие в ТС, полностью заменило национальное.

Параллельно с разработкой новых нормативных документов в рамках таможенного союза ведутся работы по созданию единой для всех государств союза специализированной ИРС, главная задача которой заключается в обнаружении на возможно более ранних этапах появления и оперативное информирование всех заинтересованных сторон о выявлении опасных товаров, которые появляются на внутреннем рынке таможенного союза. Фактически создаётся аналог действующей в настоящее время в Западной Европе системы RAPIX.

Специфической особенностью ТР ТС является то, что под их регламентацию подпадает только та продукция, которая включена в «Единый перечень…», являющийся шестым приложением к решению КТС, датированному 18.06.10 (номер решения – 319). Документ достаточно динамичен. Последние изменения перечня датированы 07.04.11 (решение принято КТС и зарегистрировано под № 620). В связи с указанными изменениями, которые вступили в законную силу с 13.06.11, ФАТРиМ издало 01.06.11 информационное письмо, содержащее необходимые разъяснения по изменениям в работе. Письмо зарегистрировано под № АЗ-101-32/4507.

Для упорядочения работы проведено законодательное разграничение полномочий между национальными органами и структурами таможенного союза. Например, КТС предоставлены полномочия координатора и организатора процессов технического регулирования, создания и введения ТР ТС.

Национальное законодательство стран-участниц ТС так же, как и раньше, регламентирует все вопросы, касающиеся аккредитации, единства измерений и стандартизации. В его ведении также оставлены вопросы организации государственного контроля (надзора), подтверждение посредством выдачи соответствующих документов фактического соответствия характеристик продукции требованиям действующих ТР, определение мер и уровня законодательной ответственности, наступающего за нарушения, допущенные в данных сферах.

Ещё на ранних стадиях разработки и согласования документы, над которыми в настоящее время работают КТС и национальные органы, гармонизируются с основными положениями международных и европейских нормативных актов по аналогичным вопросам.

Принимаемые техрегламенты, согласно действующему законодательству, должны обязательно содержать минимально необходимые и достаточные требования, последующее выполнение которых позволит обеспечить наивысшую безопасность по следующим направлениям:

  • биологическую;
  • ядерную и радиационную;
  • пожарную;
  • промышленную;
  • при взрывах и вредных излучениях;
  • химическую, электрическую, термическую:
  • механическую;
  • при работе электромагитных приборов и оборудования.

Вышеприведённые требования распространяются на бытовую химию, строительство, грузоперевозки. Важно! НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА заставить производителя устанавливать требования к выпускаемой им продукции на уровне, превышающем обозначенный поименованными выше нормативами.

Начиная с даты вступления ТР ТС в законную силу подпадающий под его действие товар исключается из «Единого перечня…». Факт соответствия качества продукции требованиям ТР ТС подтверждается выдачей сертификата соответствия по форме, установленной в ТС (утверждена решением за № 563, принятым КТС 02.03.11). Сертификат соответствия продукции требованиям ТР ТС выдаётся на пять лет.

Схемы сертификации

На сегодняшний день официально утверждено девять схем проведения сертификации продукции на её соответствие требованиям, содержащимся в ТР ТС, и шесть схем проведения декларирования соответствия. Все названные схемы включены в «Положение…», которое было принято на 26 заседании комиссии ТС. Действующими они стали после принятия соответствующего решения за № 621, которое КТС опубликовала 07.04.11.

Все пятнадцать типовых схем содержат набор определённых процедур, полное выполнение которых позволяет получить определённый результат. Этот результат является основанием для подтверждения соответствия продукции, либо для отказа в подтверждении соответствия продукции требованиям, которые предъявляются к ней ТР ТС. Основными процедурами, предусмотренными законодательно, считаются:

  • организацию производственного контроля и непосредственный аудит собственно производства;
  • декларирование соответствия требованиям ТР ТС или оформление сертификата соответствия;
  • маркировка товара единым знаком соответствия, принятым в ТС;
  • идентификация и определение типа продукции, проведение предусмотренных испытаний;
  • анализ используемой в процессе производства товара технической документации;
  • юридическая регистрация принятой декларации о соответствии;
  • проведение внешнего инспекционного аудита.